Доступность, эффективность и качество

 

DSC_2560Об изменениях в образовании, перспективах развития, задачах на новый учебный год и образе современного педагога накануне Дня учителя корреспондент «НП» побеседовал с начальником отдела образования, спорта и туризма Александром Николаевичем Вечорко (на снимке).

 – Александр Николаевич, расскажите, пожалуйста, какие шаги к улучшению системы образования были предприняты в прошлом году?

– В прошлом году сделаны практические шаги по совершенствованию управления качеством образования, расширению инновационных процессов, созданию оптимальных условий для профессионального роста педагогических кадров, укреплению материально-технической базы учреждений. На базе района прошли два областных семинара. Их участники положительно оценили нашу работу.

– В какой степени сегодня обеспечивается выполнение социальных стандартов по обеспечению детей местами в дошкольном учреждении?

– Общий процент охвата дошкольным образованием детей в возрасте от 2 до 6 лет составляет 62 процента (+2 процента к прошлому году): в городской местности – 81 процент, в сельской местности – 53 процента.  Социальные стандарты по обеспеченности местами в учреждениях дошкольного образования выполняются на 86,3 процента при нормативе 85 процентов и областном показателе 94 процента. Организованно подвозятся 260 воспитанников из 28 населенных пунктов в 11 дошкольных учреждений. В то же время необходимо строительство дошкольного учреждения в г. Столине, где имеется дефицит мест.

Сохранена сеть санаторных групп  в Теребежовском яслях-саду, в Столинских яслях-садах № 1, № 3, Речицком яслях-саду № 2, где специальными оздоровительными мероприятиями охвачено 80 детей.

– В районе проводится значительная работа по повышению качества и доступности образования для лиц с особенностями психофизического развития.

– Сеть специального образования района представляют Столинский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, 2 специальных, 13 интегрированных групп и 8 пунктов коррекционно-педагогической помощи в дошкольных учреждениях, 87 классов интегрированного обучения в учреждениях общего среднего образования, обучение на дому. За три последних года увеличилось количество групп интегрированного обучения с 4 до 13 в дошкольных учреждениях, снизилось с 94 до 87 количество классов интегрированного обучения и воспитания в школах.

Специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью охвачен 571 человек в возрасте до 18 лет, в том числе 100 – дети-инвалиды. В 2017 году закончили обучение и получили свидетельство о специальном образовании 20 человек. Буквально несколько дней назад Столинский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации признан лучшим в области. 

– Что сегодня представляет собой средняя ступень образования?

– К сожалению, ежегодно уменьшается общий контингент учащихся учреждений образования района. Первого сентября за парты сели 10910 учащихся  (минус 84 к прошлому году, 2016 – минус 175). В том числе пришло 998 первоклассников.

В районе функционируют 65 классов с наполняемостью от 1 до 5 учащихся.

Ресурсом повышения качества образования является профильное обучение. В  21 учреждении  на базе 38 классов 420 учащихся 10-11 классов изучают 8 учебных предметов. В средних школах № 3 г. Столина, № 3 р. п. Речица, Рубельской и Ольшанской № 1 на базе профильных 11 классов продолжают работать педагогические группы для 48 учащихся 11 классов, открыты — для 26 учащихся 10 классов в СШ № 3 г. Столина и Рубельской СШ. Повышенным интересом и спросом для учащихся пользуются межшкольные факультативные занятия по ведущим предметам, которые начнут работать с первого октября. Помимо этого учащиеся посещают факультативные занятия в учреждениях образования (103 процента). Есть спрос на гимназическое образование, факультативы музыкальной и правовой направленности в СШ № 2 г. Столина.

– Наблюдается ли результативность работы педагогических коллективов учреждений образования?

– Конечно, и об этом  свидетельствуют основные показатели качества общего среднего образования: завершили прошлый учебный год на высоком уровне 10 процентов учащихся 3-11 классов, на достаточном – 31 процент, на среднем – 30 процентов, на удовлетворительном – 27,4 процента, на низком – 1,6 процента. Свидетельства с отличием получили 67  выпускников 9 классов, медали – 34  выпускника 11 классов. Награждены похвальными листами за особые успехи в изучении отдельных предметов 149  выпускников.

– Расскажите, пожалуйста, об успехах выпускников учреждений образования района. С какими достижениями они сделали шаг во взрослую жизнь?

– Экзамены на второй ступени общего среднего образования на высоком и достаточном уровне сдали 52 процента учащихся. Средний балл свидетельства по району составил 7,0. Количество выпускников 9 классов, имеющих свидетельство об общем базовом образовании более 6,0 баллов, составило 69 процентов. Количество одиннадцатиклассников, сдавших экзамены на высоком и достаточном уровнях, увеличилось с 56 до 61 процента. Средний балл аттестата по району составил 7,6 (в прошлом году – 7,4).

– Как вы оцениваете участие выпускников в централизованном тестировании?

– Особенность участия в ЦТ выпускников этого года в том, что было разрешено сдавать четыре теста. Это отразилось на итогах как в целом по области, так и по району: средний балл участников несколько снизился. Впервые за три последних года в районе  нет 100-балльников. Но у нас есть 98 баллов по белорусскому языку (Видиборская СШ) и истории Беларуси (СШ № 2 г. Столина), 96 баллов по белорусскому языку (СШ № 2 г. Столина) и физике (Столинская государственная гимназия). Кроме того, максимальный балл больше 90 по химии (94, СШ № 2 р. п. Речица), обществоведению (93, СШ № 2 р. п. Речица), биологии (91, СШ № 1 г. Давид-Городка), математике (90, Рубельская СШ).

– Как прошла вступительная кампания нынешнего года?

– Поступление в вузы в этом году составило 37,9 процента, что на 2 процента ниже прошлого года. В учреждения среднего специального образования поступило 35 процентов выпускников, в учреждения профтехобразования – 16 процентов. Проблемой для нашего района по-прежнему остается продолжение образования после окончания средней школы. Сохраняется самое большое в области (9,9 процента, в прошлом году — 11,6 ) количество выпускников, которые нигде не учатся и не работают, в том числе в Ольшанской СШ № 1 – 48 процентов, в Ольшанской СШ

№ 2 – 49 працентов, в Большемалешевской СШ – 32 процента.

– Что сегодня помогает стимулировать интерес учащихся к предмету, а значит повышать уровень знаний?

– В районе созданы условия для включения одаренных детей и подростков в творческую деятельность: олимпиады, конкурсы, интеллектуальные турниры, научно-практические конференции.  На третьем этапе олимпиады район представляли 19 учащихся по 10 учебным предметам, с награждениями вернулись  32 процента участников. Ежегодно проводится районная олимпиада по учебным предметам среди учащихся 4-9 классов. Ребята участвуют в дистанционных олимпиадах, где в прошлом году добились значительных результатов и др. Актуальным направлением в работе педагогических коллективов, особенно в Год науки, становится научно-исследовательская деятельность. За прошлый учебный год 2 учащихся поощрены денежными премиями Специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся.

–  Каков кадровый потенциал системы образования района?

– В учреждениях образования работают 1895 педагогов, из них 1447 – в системе общего среднего образования, 332 —  в учреждениях дошкольного образования, 116 —  в учреждениях дополнительного образования. Среди учителей высшее образование имеют 92 процента, среди воспитателей – 55 процентов. В 2016-2017 учебном году прошли аттестацию 189 педагогов, в том числе сдал экзамен на присвоение высшей категории – 41, аттестовались на первую категорию – 66 педагогов, на вторую – 61. В июне директор СШ № 2 г. Столина Лозицкая А. Н. успешно сдала экзамен на присвоение категории «учитель-методист». Методическая сеть представлена районными учебно-методическими объединениями (35), творческими (14), постоянно действующими семинарами (7), школами молодого учителя (21), клубами (5). Вошло в практику работы проведение семинаров и мастер-классов для педагогов,  участие в педагогических ярмарках, обмен опытом  и др.

– Ежегодно в район прибывают молодые специалисты. Трудоустроены ли вчерашние выпускники?

– В распоряжение отдела по направлениям из высших и средних специальных учебных заведений прибыло 73 молодых специалиста, из них трудоустроены 63. Шесть человек продолжили обучение в магистратуре, один – в вузе, три – перераспределены.

Образование всегда было и остается основной ценностью, без которой невозможен прогресс в любом обществе. Какие бы изменения не произошли, школа, как и храм, вечно будут воспитывать справедливость, человечность и трудолюбие.

Беседовала Людмила КАСПЕРОВИЧ

Фото автора

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *