Актуальные вопросы ценообразования в 2016 году

В последние годы активно и последовательно идет реализация мер по либерализации условий осуществления хозяйственной деятельности, упразднению административных барьеров для развития конкуренции. Юридические лица и индивидуальные предприниматели самостоятельно определяют уровень цен (тарифов) на производимые и реализуемые товары (услуги) с учетом сложившейся конъюнктуры рынка, за исключением регулируемых товаров (услуг).

В настоящее время конкуренция среди производителей достаточно высокая, в розничной торговой сети представлен широкий ассортимент продукции  как предприятий Брестской области, так и других регионов, разного ценового сегмента, следовательно, отсутствует необходимость в регулировании цен ряда продовольственных товаров на постоянной основе.

Для дальнейшего снижения административного регулирования в сфере ценообразования постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2016 г. № 8 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2014 г. № 35» из списка социально значимых товаров, цены на которые регулировались Министерством торговли Республики Беларусь, исключены все позиции – хлеб, мясо, яйцо куриное, молочные продукты, детское питание.

При этом за Минторгом для исключения значительного роста цен при осуществлении анализа ситуации на продовольственном рынке сохранилось право, при необходимости, вводить регулирование цен на срок не более 90 дней в течение одного года по 15 группам товаров: 1) рыба свежая (семейство карповых); 2) рыба свежемороженая в тушках, с головой и без, потрошеная и непотрошеная (семейства карповых, тресковых, сельдевых, скумбриевых, аргентиновых); 3) масло сливочное; 4) мука пшеничная; 5) масло подсолнечное и рапсовое; 6) сахар-песок; 7) соль поваренная пищевая; 8) хлопья овсяные без вкусовых и иных добавок; 9) сухие макаронные изделия, не содержащие муки из твердых сортов пшеницы; 10) рис белый шлифованный, крупа гречневая; 11) хлеб ржаной и ржано-пшеничный; 12) мясо (говядина, свинина, мясо кур и цыплят-бройлеров); 13) яйцо куриное свежее; 14) молоко коровье пастеризованное и кефир из коровьего молока, сметана, творог; 15) детское питание: сухие смеси, каши, консервы и соки.

Из перечня социально значимых товаров и услуг, цены на которые регулируются облисполкомом, исключены огурцы, помидоры, яблоки, а также общие отделения бань и душевых. Таким образом, из продовольственных товаров сохраняется регулирование цен на постоянной основе только на свежие картофель, свеклу столовую, морковь столовую (за исключением указанных картофеля, свеклы, моркови откалиброванных, мытых, расфасованных в перфорированные пакеты и сетчатую тару с применением клипсатора), капусту белокочанную, лук репчатый путем установления предельных максимальных торговых надбавок к отпускным ценам в размере  25 процентов. Ежегодно, как и прежде, в период создания стабилизационных фондов – с 15 сентября по 15 ноября – на эти овощи будут устанавливаться предельные максимальные закупочные цены, а в период расходования стабилизационных фондов – с 15 ноября по 31 мая – предельные максимальные отпускные цены.

На сегодня  достигнута определенная ценовая стабильность. Инфляция за прошедший год по стране составила  12 процентов, что соответствует прогнозу. В Брестской области цены выросли почти на процент меньше (на 11,2 %).

В связи с уменьшением перечня продовольственных товаров, цены на которые регулируются государством, некоторый рост цен на отдельные товары возможен. Это может коснуться, в основном, убыточной и низкорентабельной продукции.

В целях развития (улучшения) конкурентной среды управлением антимонопольной и ценовой политики Брестского облисполкома осуществляется постоянный мониторинг ситуации на потребительском рынке, в том числе в части рассмотрения обращений субъектов хозяйствования о нарушениях антимонопольного законодательства, недобросовестной конкуренции, обращений граждан.

На пресечение необоснованного увеличения цен направлена контрольная работа, проводимая сотрудниками управления. За 2015 год проведен мониторинг динамики розничных цен в 466 объектах торговли области, в ходе которого различные нарушения установлены в 192  (41,2 %) случаях. Руководителям 172 субъектов торговли направлены рекомендации об устранении выявленных нарушений и принятии необходимых мер по недопущению нарушений в дальнейшем. В соответствии с рекомендациями нарушения устраняются, виновные в нарушениях привлечены к дисциплинарной ответственности (выговоры, замечания), лишены премий и предупреждены об административной ответственности.

По результатам мониторинга назначены и проведены внеплановые проверки 30 организаций розничной торговли по соблюдению законодательства о ценообразовании. Нарушения установлены в 26 (86,6 %) случаях. К административной ответственности за установленные нарушения привлечены десять юридических лиц и тридцать шесть должностных лиц.

Ю. В. Кладницкий,

начальник  управленияантимонопольной и ценовой политики облисполкома

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *