Как в Давид-Городке отметили «Коники»?

Новогодний народно-обрядовый праздник «Коники» состоялся 13 января в Давид-Городке.

Народное гуляние началось еще засветло, а закончилось глубоко за полночь. Праздник стартовал с массового щедрования.

Группы ряженых заполнили улицы Давид-Городка, переходя от дома к дому, поздравляя хозяев с Колядами. Те в ответ не скупились на угощения: усаживали гостей за стол, одаривали лакомствами и деньгами. Нащедровавшись, ряженые прошли шумным красочным шествием к центральной площади города, где состоялось театрализованное представление, выступление фольклорных коллективов Столинского, Пинского, Житковичского районов, Турова, города-побратима Столина латышского Икшкиле.

Погода не смогла испортить праздник жителям и гостям Давид-Городка. По словам организаторов, участников народного гуляния в этом году было больше обычного — не менее 3 тыс. человек. «Коллективы, которые приехали не только выступить, но и пощедровать, остались очень довольны. Городчуки люди гостеприимные — принимали и угощали от души», — констатировала Елена Дубойская.

Коллектив Столинского ГДК делегировал на праздник 12 человек. В костюмах Коня, Медведя, Цыганки, Деда Мороза и других персонажей группа обошла не менее полусотни домов. «Немного устали, но это стоило того — нащедровались хорошо. Впечатления непередаваемые. Не думали, что такое бывает», — поделилась впечатлениями костюмер Алла Киргей.

Аутентичный праздник «Коники» проводится в Давид-Городке на Старый Новый год на протяжении многих десятилетий. Уникальным в данном случае является не столько сам обряд колядования, сколько технология изготовления его главного персонажа — Коника, на котором восседает солдат-всадник. Согласно легенде, однажды в Давид-Городке квартировал солдат русской армии, который и придумал «костюм» коня.

Горожане идею подхватили и с тех пор обряжают всадника в военную форму. Туловище коня, скрытое под белым покрывалом, как правило, образуют соединенные между собой две корзины. Вместо головы — валенок. С противоположной стороны прикрепляется хвост. В центре этого сооружения остается место для «всадника», который на протяжении всего колядного вечера носит на себе эту нелегкую конструкцию.

За уникальность и неповторимость обряда в Столинском райисполкоме начали работу по включению «Коников» в Государственный список нематериальных историко-культурных ценностей. Сейчас идет сбор необходимых материалов. Планируется, что уже в марте будет отправлена соответствующая заявка в Министерство культуры.

Как сообщили в управлении культуры Брестского облисполкома, статус нематериальной историко-культурной ценности в настоящее время носят 5 объектов области. Это традиционная технология ткачества двойных ковров в деревне Подбела Каменецкого района, обряд «Намская Пасха» в деревне Оброво Ивацевичского района, инситная деревянная скульптура народного мастера Николая Тарасюка из деревни Стойлы Пружанского района, традиции гончарного производства деревни Городная Столинского района и Свято-Воскресенский храм-памятник в честь 50-летия Победы в Бресте. Кроме того, в числе претендентов на включение в список нематериального культурного наследия сейчас находится 15 объектов.

 Материал Белта

Фото — редакция НП


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *