Руками не трогать, или Как должны продавать булочки

В редакцию «НП» пришло письмо от неравнодушной женщины следующего содержания:

 «Обязаны ли продавцы, отпуская хлебобулочные изделия, надевать пакетик  на руку? В одном из населённых пунктов в торговом павильоне продают хлеб, не соблюдая никаких правил гигиены, накладывают печенье из коробки, не надевая пакетик на руку. Почему продавец должен трогать своими руками продукты? Пакет висит возле лотка с хлебом. Только пользуются им очень редко, наверное, когда ожидается приезд санитарной службы.

Ещё приведу пример. Захожу в одну из точек общепита и прошу дать булочек. Продавец плюёт (!) на руку, раскрывает пакет и этой же рукой (на которую плевала) берёт булочки. Я, естественно, от такой покупки отказалась и ушла. Подобным поведением продавцы отталкивают покупателей, клиентов. Уважаемая редакция! Дайте ответ в газете, как должны вести себя продавцы в таких ситуациях, и, наконец, научились той культуре, какая должна быть!» 

Полностью согласна, неприятно, к тому же  небезопасно, когда то, что собираешься есть, кто-то уже трогал. Или в магазине видишь мошек, летающих над фруктами. Или находишь волос в блюде, принесённом официантом в кафе, ресторане. Подобных «или», похожих друг на друга — множество.

Чаще всего, это отталкивает покупателей и посетителей. Лично знаю людей, которые принципиально не ходят в магазины, где их смущает, мягко говоря, неправильное поведение обслуживающего персонала.  Одна знакомая как-то поделилась, что, отказавшись от покупки булочек, наложенных в пакет голыми руками в палатке в центре города, еще и нелестные высказывания услышала в свой адрес. Это нормально?!

Все без исключения продавцы знают о том, как надо продавать хлебобулочную продукцию. Эти знания они получают при обучении. Почему не выполняют? Это уже другой вопрос. Возможно, отсутствует культура, про которую упоминает автор письма. А я бы сказала, что это просто халатное отношение к выполнению собственных обязанностей.

Представьте, что продавец сначала берёт в руки деньги, которые до этого были не в одних руках, а потом трогает хлеб и булочки?  Не открою Америку, если скажу, что деньги – не самая чистая вещь.

Чтобы лично убедиться в правдивости ситуации,  сама провела небольшой эксперимент. В течение недели в разных магазинах г. Столина обращала внимание на то, как продавцы обращаются с хлебобулочной продукцией.

Могу сделать вывод, что ситуация, описанная в письме, – не единичный случай, а скорее, повсеместное явление. Однако, не могу не отметить, что есть другие торговые объекты: те, в которых продавцы вели себя согласно санитарным правилам.

Зашла в «Кулинарию». Женщина положила в пакетик несколько язычков и булочек, дотронувшись рукой до последних. Не отходя от кассы, начинаю высказывать недовольство: «Почему вы их трогали? Я же их кушать буду!». Продавец извинилась и начала оправдываться, что руки у неё чистые. Но сразу же  предложила поменять изделия…

Как продавцы ДОЛЖНЫ отпускать хлеб, булочки и прочие «вкусности»? Об этом мы поговорили с врачом-гигиенистом Столинского районного центра гигиены и эпидемиологии Анатолием Антоновичем Гайкевичем.

В Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 22. 07. 2014 года № 703. «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания» говорится следующее:

«Работник (продавец) при отпуске покупателям нефасованных продовольственных товаров, за исключением плодов и фруктов, обязан использовать одноразовые перчатки, иные средства, предотвращающие непосредственный контакт продавца с товарами, и (или) специальный инвентарь (щипцы, лопатки, совки, ложки и другое) (пункт 55).

Хлеб и хлебобулочные изделия массой 0,4 килограмма и более могут разрезаться на две или четыре равные части и продаваться без взвешивания. Запрещается нарезка хлеба покупателями и подсобными работниками. При реализации хлеба и хлебобулочных изделий без упаковки производителя лицами, осуществляющими прием денег от покупателей, продавец обязан использовать специальный инвентарь (вилки, щипцы и другое) или фасовочные пакеты.

В магазинах самообслуживания для отбора и определения свежести хлеба и хлебобулочных изделий покупателю должен быть предоставлен специальный инвентарь (вилки, щипцы и иной предназначенный для этих целей инвентарь) и (или) одноразовые перчатки, иные средства, предотвращающие непосредственный контакт покупателя с товарами (пункт 66).

 В местах продажи продовольственных товаров могут продаваться сопутствующие непродовольственные товары, оказываться дополнительные услуги по выпечке блинной продукции, разогреванию кондитерской и кулинарной продукции, изготовлению попкорна, свежевыжатого сока, чая, кофе, какао, горячего шоколада, молочных и кислородных коктейлей, продаже в розлив безалкогольных напитков, соков, другие услуги, связанные с продажей товаров. При этом торговля сопутствующими товарами и оказание указанных услуг не должны приводить к ухудшению качества и безопасности продовольственных товаров и условий их продажи (пункт 67).

В пункте 161 «Санитарно-эпидемиологических требований для организаций, осуществляющих торговлю пищевой продукцией» написано: «При отпуске покупателям нефасованной пищевой продукции продавец обязан использовать специальный инвентарь (щипцы, лопатки, совки, ложки и другие).

К слову, работники санитарной службы могут привлечь нерадивого продавца к административной ответственности или отправить на пересдачу теоретического материала.

Можно по-разному относиться к неправильному обслуживанию: молча уйти или возмущаться на месте. Но если санитарные правила существуют, их надо выполнять. Это поможет избежать стресса и потери нервных клеток, а также проблем со здоровьем. Как работникам торговли, так и посетителям.

Светлана ШПАКОВСКАЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *