На берегах Горыни

Заслуженный деятель искусств СССР, художник и наш земляк Владимир Уроднич создал огромное полотно «На берагах Гарыні», на котором изображена деревенская свадьба, плывущая на пароме. На берегу, на переднем плане, её уже встречают традиционные сваты со столом с караваем  и  хлебом-солью, речами. Здесь и река с паромом, и пейзаж, и около 70 человек в характерных для 50-х годов нарядах – целая новелла о послевоенной жизни.
Ученик Уроднича Сергей Мисюн запечатлел в документальной манере деревенскую улицу, ведущую к  парому. Не обошли вниманием  Маньковичи и члены Союза художников Александр Савицкий и Юрий Сергиенко.
Создатели уникального ландшафтного парка и усадьбы в нём Радзивиллы  130 лет назад тоже выбрали Маньковичи. Парк заложила княгиня Мария Дорота де Кастелян, жена князя Антония Радзивилла. По мнению известного исследователя дворцово-парковых ансамблей М. Федорука, этот парк можно отнести к числу лучших парковых объектов страны. Застройка дворцового комплекса  в миниатюре повторяла вид  несвижской резиденции Радзивиллов. Дворец частично был повреждён в Первую мировую войну, но отстроен его последним владельцем князем Николаем Каролем  Радзивиллом. В 1940 году был передан сельскохозяйственному техникуму и школе, в которых учились 203 учащихся. Окончательно разрушен был в годы последней мировой войны.
В Маньковичах возвели молитвенный дом христиане веры евангельской и церковь  –  православные. В доме молитвы нашла достаточные экспозиционные площади передвижная российская выставка полноразмерных копий шедевров мировой живописи в  1994 году.
Православный храм 25 июня 2001 года посетили Патриарх Московский и всея Руси Алексий ІІ и Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси.  Видевшие в нашей газете фотографию этого момента заметили, как лучились глаза настоятеля местного прихода тогда ещё иерея  Владимира Фёдоровича  Бруцкого, когда он принимал в подарок икону Серафима Саровского.
Именно протоиерей Владимир, лауреат медали преподобного Сергия Радонежского ІІ степени, поддерживает традицию бесед с новобранцами Столинщины в райвоенкомате перед  отправкой их в войска. Так испокон веков зарождается любовь к Родине…
В наши дни Маньковичи продолжили свою связь с творчеством. Прихожанка-пенсионерка за счёт личных сбережений заказала у местного художника три живописные иконы большого размера и подарила их православному храму.
Для информации. Сергей Мисюн из Столина, который выполнил иконы, с 2005 года работает преподавателем детской школы искусств рабочего посёлка Речица.  Его живописные работы экспонировались в выставочном зале города Столина у входа в парк «Маньковичи».
В чём секрет художественной притягательности обычной белорусской деревеньки? В набожности жителей или в любви к искусству, либо в особенностях местного воспитания, многовековых традициях? А может, в Божьей на то воле? Начинаешь об этом задумываться – и приходят мысли, которых не было в уме изначально.
Автор этих строк впервые сел в вертолёт МИ-8  с  Петром Мироновичем  Машеровым, когда в Брестской области разлился небывалый паводок. Пётр Миронович сидел у иллюминатора с биноклем и смотрел на землю, покрытую морем весенней воды. Временами он что-то записывал. Заслуженный деятель искусств, кинорежиссёр-оператор высшей категории Анатолий Иванович Алай,  привязанный тросом, снимал ручной кинокамерой «Конвас» через открытую дверь. Я, ассистент кинооператора, едва успевал в чёрном мешке с рукавами заряжать 60-метровые кассеты киноплёнкой и разряжать отснятый материал. От увиденного щемило сердце. Особенно расстраивали плывущие стога крестьянского сена…
С той поры много воды утекло в буквальном смысле этого слова. Паводки на белорусском Полесье, как бы нам это было ни прискорбно, случаются. Александр Григорьевич Лукашенко  больше всего бывал именно в Столинском районе. И в памятные моменты жизни  – приход  природного газа в район, открытие Столинской детской больницы —  борт номер один всегда приземлялся на Маньковичском стадионе.
Сейчас я понял, почему используют вертолёт: во-первых, это быстро. Во-вторых, взор с высоты птичьего полёта более пронзителен, информативен, всеобъемлющ и даже какой-то философский. Он вызывает свежие мысли, невозможные при повседневном взгляде. Подъём над окружением, как сказал Высоцкий, «расширяет горизонты». Подобные пейзажи Полесья видят птицы и ангелы.
Вес культурных ценностей измеряется временем. Ведь нравственность – категория абсолютная, а прогресс – всегда относителен. Советский Союз распался, и его враги почувствовали себя победителями. А с побеждёнными, считают они, можно делать что угодно: переписывать историю, например. Ведь тот, кто контролирует прошлое, будет управлять будущим. Поэтому без  знаний прошлого будущее теряет свой смысл. Мы видим далеко только потому, что стоим на плечах гигантов. Их слово, их творчество надо помнить. Наша страна, наша природа – удивительно красивы. Земля и леса, болота и пущи, реки и озёра, животные и насекомые, змеи и птицы, человек – все они прекрасны и, как всё прекрасное, очень ранимы и не защищены, требуют охраны и обороны. Цель журналистики – открыть глаза на мир и показать всю эту красоту молодому поколению, научить их видеть и ценить окружающее, а значит – любить Родину.
Владимир Жилевич

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *